В январе 2025 года работник достиг общеустановленного пенсионного возраста. Срок заключенного с ним контракта истекает в июле 2025 года. Наниматель уведомил работника о непродлении трудовых отношений. Никаких взысканий и замечаний у работника не имеется. Правомерны ли действия нанимателя?
С вопросом разбирался правовой инспектор труда Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Ольга Мороз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель имеет право заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК и законодательными актами.
Статьёй 1 ТК определено, что контракт является срочным трудовым договором, заключаемым на определенный в нем срок и содержащий особенности регулирования трудовых отношений между нанимателем и работником. Если стороны не приняли решение о продлении срока его действия, то срочный трудовой договор прекращается в связи с истечением срока его действия.
В соответствии с ч.4 ст. 261-3 ТК по истечении пятилетнего срока действия контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по соглашению сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, — на срок не менее трех лет либо с письменного согласия работника на меньший срок, но не менее одного года.
Таким образом, для продления трудовых отношений (заключения нового контракта) нанимателем и работником должно быть принято согласованное решение. И если такое соглашение между сторонами не достигнуто, и нанимателем принято решение о прекращении трудовых отношений в связи с истечением максимального срока действия контракта, то работник не может требовать заключения нового контракта.
Гарантии по заключению нового контракта, продлении срока его действия предоставляются только отдельным категориям работников, предусмотренным ч. 3 ст. 261-5 ТК. Так, наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт:
— с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до окончания указанных отпусков;
— с работающей матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет;
— с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, — не менее чем до достижения указанного возраста.
Нормы законодательства о труде не содержат каких-либо преимуществ при заключении или продлении контракта с работниками достигшими пенсионного возраста.
Частью 6 ст. 261-3 ТК установлено, что контракт прекращается в связи с истечением срока его действия, если стороны не приняли решение о продлении срока действия контракта, заключении нового контракта, если Трудовым кодексом Республики Беларусь (статья 261-5) или иными законодательными актами не установлена обязанность нанимателя продлить срок действия контракта, заключить новый контракт, а также если возникли основания для продолжения трудовых отношений на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок (статья 261-4ТК).
Следует отметить, что аналогичный подход по вопросу заключения (продления) контракта с работником на новый срок содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2023 №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении гражданских дел о прекращении трудовых договоров» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда от 26.12.2024 №9) (далее — постановление Пленума). Так в соответствии с п.9 постановления Пленума в целях разрешения вопроса о законности прекращения контракта по истечении срока его действия необходимо проверять, соблюдены ли нанимателем положения статей 261-3, 261-5 ТК и локальных правовых актов, содержащие гарантии для работника на продление (заключение нового) контракта.
Таким образом, продление контракта в пределах пятилетнего срока его действия, заключение на новый срок по общему правилу, осуществляется по соглашению сторон. Наниматель по требованию работника обязан продлить срок действия контракта (заключить новый контракт) только в случаях, прямо установленных законодательством о труде (например, статья 261-5 ТК) либо действующим у нанимателя коллективным договором, соглашением. Если коллективный договор содержит нормы, улучшающие положение работника по сравнению с нормами ТК, то наниматель обязан руководствоваться коллективным договором.